Версия для слабовидящих

Размер шрифта:

- А + А

Настройки изображений:

Цветовая схема:

Обычная версия сайта

Министерство социальной политики Нижегородской области

Государственное бюджетное учреждение
«Центр социальной помощи семьи и детям города Бор»

Родителям

Авторитет родителей в воспитании детей

Главная » Родителям » Авторитет родителей в воспитании детей

Несомненно, самая важная задача родителя – хорошо воспитать своего ребёнка. И конечно, гораздо легче выполнить эту задачу, начиная процесс воспитания изначально правильно, чтобы не пришлось перевоспитывать ребёнка впоследствии. Главную роль в воспитании имеет поведение самих родителей. Каждая мать и отец должны понять, что именно они хотели бы воспитать с своём ребёнке. Ошибочно полагать, что воспитание происходит в тот момент, когда вы говорите с ребёнком или им командуете. Гораздо большее значение для детей имеет то, как Вы проявляете эмоции, общаетесь в обществе и семейном кругу, проявляете ли чувство уважения к окружающим и как обустраиваете жизнь ребёнка в целом. Родители непослушных детей часто склонны считать, что авторитет это то, что даётся природой, но это не так. Откуда же родителям черпать авторитет? Чтобы ответить на этот вопрос, следует разобраться, что же такое, в сущности, родительский авторитет. В первую очередь, это постоянная работа над собой и самосовершенствование, самовоспитание, вследствии этого формируются способности  успешно воспитывать ребёнка, не принижая достоинства его личности, но и не провознося их. Существует несколько типов авторитета ложного:

 1. Авторитет подавления. Если родители дома всегда сердиты, при всяком удобном и не удобном случае хватаются за палку или ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием, то это и есть авторитет подавления. Такой авторитет вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость.

2. Авторитет педантизма. Методы, которые применяются для формирования этого типа авторитета, действительно очень педантичны: родители, как правило, не считаясь с мнением ребенка на этот счет, отдают приказания, которые он обязан беспрекословно выполнить. Здесь родители  просто подавляют волю малыша, растя несамостоятельного и инфантильного человека, привыкшего подчиняться.

3. Авторитет резонерства (назидания). В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того чтобы сказать ребенку несколько слов, может быть, даже в шутливом тоне, родитель усаживает его против себя и начинает скучную и надоедливую речь. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. Но они забывают, что дети — это не взрослые, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Привычка мыслить приходит к нему постепенно и довольно медленно, а постоянные поучения родителей проходят почти бесследно в их сознании.

4. Авторитет демонстративной любви. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили, родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве, но мимо внимания родителей проходят многие важные мелочи семейного воспитания. Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.

5. Авторитет доброты.  В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, только бы все было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями, родительское непротивление открывает самый широкий простор для детских желаний, капризов, требований. Когда родители позволяют себе небольшое сопротивление - уже поздно, т.к. в семье уже образовался вредный опыт.

6. Авторитет дружбы.  Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но все же родители остаются старшими членами семейного коллектива, и дети все же остаются воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается, или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей.

 

В чем же должен состоять настоящий родительский авторитет в семье?

 

Существует несколько базовых правил, следуя которым с самого начала, можно сформировать собственный авторитет в глазах своего ребенка. Каковы же эти правила?

  • Помните, что слагаемых родительского авторитета очень много: отношения в семье, мнение родителей друг о друге, мнение родителей о других родственниках и друзьях, поступки родителей, отношение родителей к людям вообще и к близким людям в частности, отношение родителей к ребенку и его друзьям.
  • Будьте естественны перед своим ребенком, ведь дети чувствуют «игру».
  • Будьте открыты перед ребенком, доверяйте ему (даже в мелочах) – и тогда ребенок тоже будет доверять Вам. А доверие ребенка – очень важная составляющая авторитета.
  • Не требуйте от ребенка идеальности, а донесите до него, что ошибки могут совершать все, и у всех имеется право на ошибку. В том числе и у Вас самих. Тогда малыш не будет бояться рассказывать Вам о каких-то своих неблаговидных поступках.
  • Вы должны быть примером своих слов для ребенка. Например, если Вы говорите о пользе чтения классики – на Вашей тумбочке тоже должны быть не глянцевые журналы. А если Вы говорите о вреде курения – сами бросьте курить. Тогда ребенок сам поможет Вам справиться с собой, не теряя при этом доверия к Вам.
  • Умейте просить прощения и прощать других за их ошибки. Если ребенок будет видеть, что Вы, совершив неблаговидный поступок, просите прощения – у супруга, родственника или даже у него самого – ему будет проще попросить прощения, когда это будет необходимо.
  • Не бойтесь критики со стороны своих детей – тогда Вы покажете им, что не только взрослые имеют право иметь свое мнение и критиковать других.
  • Интересуйтесь жизнью ребенка и ни в коем случае не критикуйте ее. Если Вас приводит в ужас музыка, которую слушает Ваш сын, скажите, что-то вроде: «Мне это непривычно. А что тебе нравится в этой музыке?».
  • Не угрожайте своему ребенку и не оскорбляйте его – все это не сыграет положительную роль в формировании Вашего авторитета перед ним.
  • Привлекайте детей к обсуждению важных семейных вопросов – они должны чувствовать, что их мнение учитывается. Да и вообще, старайтесь проводить с детьми как можно больше своего свободного времени. Они это оценят!

14.03.2016

Смирнова Дарья Владимировна